Речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Однако следует осторожно подходить к их изображению. Нужно лишь пересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в образ (кроме чтения по ролям)
Чтение басни развивает образность и эмоциональность чтения. Обязательно при чтении учителем басни, целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором.
Чтение былин происходит на ритмико-мелодической основе. Это героический эпос народа.
Былина повествует о героических подвигах богатырей, поэтому требует торжественного, величавого стиля исполнения, неспешного повествования, с некоторой долей страстной патетики.
· Былина читается убежденно, с верой в достоверность излагаемых событий.
Особое внимание исполнитель должен уделять главному герою былины, голосом подчеркнуть отношение рассказчика к персонажу. Тембровая окраска голоса зависит от того, какие эпизоды из жизни героя запечатлены в былине. Особо следует выделять голосом те слова, которые рисуют облик героя и его поступки.
· Голосом следует подчеркнуть контраст между главным героем и его врагами, интонацией надо передать негативное отношение рассказчика к супротивникам русского богатыря.
В бытовых сценах величавый тон может быть заменен интонациями живой разговорной речи.
· При чтении следует выделить голосом образные слова и выражения: повторы, сравнения, параллелизмы, гиперболы и другое, на них надо сделать акцент.
· Былина читается мерным напевом, чуть протяжно, с легким акцентированием размера и рифмы.
· Кульминационный момент – это момент, который является главным для ребенка, которого он ждет с нетерпением.
Былины имеют огромное значение в воспитание любви к родной истории. Являются обязательными в становление речи детей.
· Миф читается серьезно, размеренно, величаво – торжественно, несколько беспристрастно (в нем нет прямых высказываний повествователя о своем отношении к происходящему). Чтец излагает события как достоверные, с убежденностью в истинности происходящего.
· В особо важных моментах звучат патетические интонации, пафос. Этого требует высокая тематика и идейное содержание мифа необычность героев и их деяний, сам стиль повествования (гиперболизация).
· Не допускается интонация бытовой речи, ирония.
При чтении древних мифов, ребенок узнает о жизни героев.
Учитель должен прочитать миф так, чтобы ребенка заинтересовать, вызвать чувства к прочитанному.
Учителю очень важно знать методику работы над выразительностью речи. Уметь правильно и быстро руководствоваться ею. Педагог передает свои умения учащимся, прививает их с того момента, когда ребенок поступил в школу.
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести его слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению.
Выразительно читать, говорить - это значит “действовать словами”, т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Учитывая различия в речевой подготовке ребят, работу над выразительностью речи необходимо вести на уроках обучения грамоте, чтения и грамматики, начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Это работа продолжается и при рассматривании картинок, когда собственные мысли детей оформляются в предложение или короткое высказывание. Необходимо в этот период помочь ребятам выбрать правильную интонацию и темп речи, с тем, чтобы они способствовали правдивому выражению мысли, а звучание голоса ребенка было столь же выразительно, как и в жизни.
Тонкости педагогики:
Отбор учебного материала
Конспект темы: Адресациия в IP-сетях. В стеке TCP/IP используются три типа адресов: локальные (называемые также аппаратными или физическими), IP-адреса (называемые также сетевыми, логическими или протокольными) и символьные доменные имена. MAC-адрес состоит из двух частей – 24-разрядного уникальног ...
Общественно-политическое воспитание учащихся: трудности и нерешенные проблемы
В изучаемый период в условиях тоталитаризма, диктата КПСС, командно-бюрократической системы, когда такие явления, как социальное лицемерие, разрыв слова и дела, игнорирование интересов личности, прочно утвердились в социально-политической жизни советского общества, воспитательный процесс подвергалс ...
История патриотического воспитания в России
Обратимся к истории воспитания патриотизма в нашей стране. Россия всегда была духовной страной с высокоразвитыми культурными традициями. Развитие культуры и просвещения народов России имеет многовековую историю. Еще в Киевской Руси первое упоминание об организации обучения и воспитания детей относи ...