На первое место выдвигается не обучение дошкольника чтению, письму, счету, сложным арифметическим действиям, иностранному языку и т.д., а формирование функциональной готовности к школьному обучению, социальной зрелости. В последние годы в обиход вошел новый термин - "предшкольное образование".
Это, в свою очередь, требует разработки и активного внедрения в педагогическую практику программ образования, развития и воспитания, предназначенных специально для детей предшкольного возраста (5-7 лет).
VI. И без того непростая ситуация, сложившаяся в современной системе дошкольного образования, осложняется еще и тем, что до сих пор не разработан и не утвержден Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Стандарт должен опираться на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывает воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, программно-методические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий в системе дошкольного образования.
Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный характер. Они требуют решения частных проблем, заложенных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы. Эта программа успешно реализуется. Остается надеяться, что к концу 2010 года в России:
будет успешно и грамотно работать инновационная система дошкольного образования, как первая ступень общего образования;
будут даны равные стартовые возможности для дошкольников, что повысит их качество образования на последующих ступенях обучения;
сложится культурный образ дошкольного возраста;
произойдет консолидация родительской и образовательной общественности.
10 апреля 2010 года В.В. Путиным был подписан Федеральный закон "Об утверждении Федеральной программы развития образования", в котором о дошкольном образовании сказано:
" Статья 18. Дошкольное образование
1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому".
Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.
Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.
Закон РФ "Об образовании" закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация современного образования связана прежде всего с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Переход от единообразия типов дошкольных учреждений к созданию гибкой многофункциональной системы, включающей новые виды государственных и негосударственных учреждений, позволяет реагировать на разнообразные образовательные потребности населения и удовлетворять их, обеспечивая широкие образовательные услуги.
Тонкости педагогики:
Требования к уровню подготовки по ОБЖ выпускников средних
общеобразовательных учреждений
Выпускники основной и средней (полной) общей школы имеют право сдавать ОБЖ в качестве экзамена по выбору на итоговой аттестации. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по ОБЖ, так как этот предмет входит в инвариантную часть Базисного учебного плана, в атте ...
Психолого-педагогические требования к средствам обучения
Чтобы дидактическое средство приносило необходимый эффект при педагогически правильном его применении, оно должно отвечать ряду определенных дидактических требований, прежде всего соответствовать задачам подготовки специалиста. Преподносимая с помощью средств обучения информация должна соответствов ...
Классификация исторических документов
в методике преподавания истории
К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами. Еще в 1863г. про ...