В последние годы подростки стали криминально активной категорией населения. Значительную часть контингента участников преступлений совершают учащиеся общеобразовательных школ. Их удельный вес в 2000 г. составил 27% от совершенных несовершеннолетними преступлений. А изучение структуры исследуемого нами массива преступных деяний показывает, что наиболее распространенными видами являются кражи и другие виды хищения чужого имущества [24, с. 43].
Естественно, любое явление, в том числе и широкомасштабная подростковая преступность, имеет свои предпосылки и причины. Что же подталкивает подрастающего человека на преступный путь? [8, с. 95].
Социально - политические и экономические преобразования в государстве в большей степени, чем на других категориях населения, отразились на несовершеннолетних. Подростки в настоящее время – одна из наиболее социально и экономически незащищенная категория населения, многие из испытывают состояние стресса, апатии и раздражения.
Значительно возросли проявления мошенничества, осуществляющиеся под прикрытием различных лжепредприятий, форм и организаций. Мечты о легком обогащении приводят к нарушению законов, что порождает различные проступки и преступления, а также к нравственной деградации подрастающего поколения [1, с. 54].
В настоящее время распространение оружия в стране приобрело немалые размеры. Это стало мощным фактором подпитки подростковой преступности.
Проблема вовлечения подростков в организованную преступность, в экстремистские группировки является сегодня одной из актуальных.
В сети организованной преступности часто приводит неопытных ребят поиск источников дохода. У части молодежи возникает решение самоутвердиться в криминальной среде ввиду осознания невозможности реализовать себя в обществе иным способом. Социальная база преступных группировок расширяется за счет безработных, занимающихся мелким бизнесом, а также подростков из малообеспеченных, обнищавших семей [20, с. 182].
В современное время подростки стали менее подконтрольными, что зачастую приводит к негативным последствиям. Любимым времяпровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, во время которых можно «показать себя», сборы в подъездах и подвалах, на чердаках. Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков, в которой большая роль отводится клубам по месту жительства (КМЖ) как центрам воспитания.
Причиной криминализации молодежи является и то, что современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться. В связи с тем, что у него не сформированы свои принципы поведения, он перенимает их у более «сильной» личности [16, с. 67].
Из–за высоких цен недоступно большинство форм досуга. Продолжает сокращаться количество клубов, спортивных секций, музыкальных школ.
Правонарушение - вид действий или деятельности, противоречащий правовым нормам. Проявляется как проступок или преступление и является обычно результатом низкого уровня правоправных способностей и девиантных ситуаций.
Правонарушение несовершеннолетним - антисоциальные действия несовершеннолетнего, которые следовало бы рассматривать как уголовные по своему характеру, если бы они совершались взрослым [11, с. 65].
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.
Некоторые причины правонарушающего поведения [4, с. 249]:
- отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);
- нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключенный из семьи);
- ошибка педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказание как унижение личности ученика; противоречность предъявленных требований; поверхностное знание особенностей учащегося);
- ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;
- социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);
- психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.).
Тонкости педагогики:
Результаты экспериментальной проверки оптимальной модели обучения учащихся
VII-VIII классов в процессе работы на токарно-винторезном станке
Экспериментальной базой квалификационной работы по проверке спроектированной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов работе на токарно-винторезном станке является СОШ №5 п. Октябрьского Красноармейского района Краснодарского края. В педагогическом эксперименте принимали участие д.п.н., п ...
Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных
возрастных группах
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окр ...
Современные модели концепции содержания образования
Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других к ...