Становление экономической компетентности у старших школьников

Современная педагогика » Исследование ценностных ориентаций старшеклассников » Становление экономической компетентности у старших школьников

Страница 1

Неуклонно происходящие изменения в обществе привели к изменению понятия образованности. Все в большей степени его определяют нормы, ценностные ориентации личности, способность адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, что, в свою очередь, обусловливает все возрастающие потребности общества в совершенствовании экономического образования, направленного на формирование экономического мышления, экономической компетентности, развитие предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные решения в экономической деятельности. Анализ обсуждаемой темы мы начали с изучения понятия «компетентность» в целом. В литературе «компетентность» трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, осведомленность, правомочность, авторитетность, полноправность». Отсюда — «компетентный» в своем деле человек означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный». В педагогической литературе толкование терминов «компетентность» и «компетенция» обнаружено не было. Это свидетельствует о том, что компетентность специалиста в психолого-педагогическом контексте приобретает особую актуальность. Вопросы экономической компетентности специалиста привлекают внимание не только отечественных ученых, но и зарубежных. Так, например, в американской теории «компетентного работника» важнейшим компонентом его квалификации становится способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда, а также к той экономической и политической ситуации, которая действует на данный момент времени. Большое место отводится разработке методов и способов формирования экономически компетентного работника в той или иной области современного производства. Не менее важной для нашего исследования является концепция «интегрированного развития компетентности», разработанная совместно шведскими и американскими учеными. Они определяют «экономическую компетентность» как сумму знаний, умений и навыков в широком смысле, приобретаемых в процессе школьного и внешкольного образования.

Развитие экономической компетентности личности происходит и обусловливается всем процессом образования и является интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных, эстетических, политических и экономических аспектов знаний. Мы считаем, что все содержание школьного образования (учебные программы, учебники и т.д.) должно быть разработано с позиций широкого понимания экономической компетентности, включающей знания из разнообразных сфер жизнедеятельности человека, необходимые для формирования умений и навыков осуществления собственной деятельности. Формирование экономической компетентности у старшеклассников включает разносторонние знания, управление и разрешение проблемных ситуаций, возникающих в учебном процессе и жизни детей, выявление ценностных ориентаций, мотивов, интересов. Развитие экономической компетентности у учащихся старших классов является также личностным образованием, промежуточным этапом на пути к самостоятельному выбору будущей профессии. Это отражает не только глубину познаний экономики у детей, но и помогает повысить уровень умений, навыков, совершенствовать личностные качества учащихся. В соответствии с выше сказанным, мы предполагаем, что становление экономической компетентности у старшеклассников в общеобразовательной школе должно происходить следующие этапы.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Классификация общего недоразвития речи
Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи. Первый подход - психолого-педагогический, предложенный Р.Е. Левиной (1968).Р.Е. Левина [25] вместе с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения д ...

Причины падения патриотических настроений среди молодежи в последние годы
Актуальность проблемы определяется потребностью общества в научном обеспечении постановки патриотического воспитания школьников исходя из современных социально-экономических условий. Процесс, который мы называем процессом депатриотизации, принял в последние годы, угрожающие формы. Выросло целое пок ...

Принципы построения интегрированного курса
Очевидно, что интегрированный курс для начального этапа может иметь гораздо более широкое распространение, чем для продвинутого этапа, поэтому его разработка является первоочередной задачей. Она требует соблюдения таких принципов, как: минимизация, учет региональной специфики, отбор регионально зна ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru