Неуклонно происходящие изменения в обществе привели к изменению понятия образованности. Все в большей степени его определяют нормы, ценностные ориентации личности, способность адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, что, в свою очередь, обусловливает все возрастающие потребности общества в совершенствовании экономического образования, направленного на формирование экономического мышления, экономической компетентности, развитие предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные решения в экономической деятельности. Анализ обсуждаемой темы мы начали с изучения понятия «компетентность» в целом. В литературе «компетентность» трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, осведомленность, правомочность, авторитетность, полноправность». Отсюда — «компетентный» в своем деле человек означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный». В педагогической литературе толкование терминов «компетентность» и «компетенция» обнаружено не было. Это свидетельствует о том, что компетентность специалиста в психолого-педагогическом контексте приобретает особую актуальность. Вопросы экономической компетентности специалиста привлекают внимание не только отечественных ученых, но и зарубежных. Так, например, в американской теории «компетентного работника» важнейшим компонентом его квалификации становится способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда, а также к той экономической и политической ситуации, которая действует на данный момент времени. Большое место отводится разработке методов и способов формирования экономически компетентного работника в той или иной области современного производства. Не менее важной для нашего исследования является концепция «интегрированного развития компетентности», разработанная совместно шведскими и американскими учеными. Они определяют «экономическую компетентность» как сумму знаний, умений и навыков в широком смысле, приобретаемых в процессе школьного и внешкольного образования.
Развитие экономической компетентности личности происходит и обусловливается всем процессом образования и является интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных, эстетических, политических и экономических аспектов знаний. Мы считаем, что все содержание школьного образования (учебные программы, учебники и т.д.) должно быть разработано с позиций широкого понимания экономической компетентности, включающей знания из разнообразных сфер жизнедеятельности человека, необходимые для формирования умений и навыков осуществления собственной деятельности. Формирование экономической компетентности у старшеклассников включает разносторонние знания, управление и разрешение проблемных ситуаций, возникающих в учебном процессе и жизни детей, выявление ценностных ориентаций, мотивов, интересов. Развитие экономической компетентности у учащихся старших классов является также личностным образованием, промежуточным этапом на пути к самостоятельному выбору будущей профессии. Это отражает не только глубину познаний экономики у детей, но и помогает повысить уровень умений, навыков, совершенствовать личностные качества учащихся. В соответствии с выше сказанным, мы предполагаем, что становление экономической компетентности у старшеклассников в общеобразовательной школе должно происходить следующие этапы.
Тонкости педагогики:
Опыт организации дошкольного образования в Советский
период развития России
В XIX в. в России продолжается создание системы образования, ориентированной на лучшие западные традиции. Отечественная педагогика развивается на основе западных педагогических идей. Вместе с тем со второй четверти XIX в. предпринимаются серьезные попытки выявить и обосновать самобытные черты русск ...
Психология и трудовое воспитание
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще не использованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке. В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические зак ...
Народная мудрость на страницах «Поднятой целины»
Начиная разговор об отражении народной мудрости в романе, отметим ряд пословиц, воссоздающих картину коллективизации в Гремячем: «Тит да Афанас, разымите нас». (58) «У нас именья — одни каменья». (69) «Пройдет сев, и толкач муку покажет». (134) «Хучь сову об пенек, хучь пеньком сову, а все одно сов ...