Компьютерные средства обучения называются интерактивными, если они обладают способностью «откликаться» на действия учащегося и преподавателя, «вступать» с ними в диалог. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом на различных этапах урока он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции преподавателя компьютер представляет [11]:
– источник учебной информации (частично или полностью заменяющий преподавателя);
– наглядное пособие нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникациями;
– индивидуальное информационное пространство;
– тренажер;
– средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
– средство подготовки тестов, их хранение;
– текстовой редактор;
– графопостроитель, графический редактор;
– вычислительная машина больших возможностей;
– средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
– программировании, обучении компьютера заданным процессам;
– создании программных продуктов;
– применении различных информационных сред.
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуговая среда организуется с помощью:
– игровых программ;
– компьютерных игр по сети;
– компьютерного видео.
Работа учителя с компьютерными технологиями включает следующие функции [32]:
организация учебного процесса на уровне группы в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);
организация внутригрупповой активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутригрупповой сетью и т.п.);
индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с учащимся. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы;
подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
В связи с компьютеризацией обучения многие положения и понятия педагогической психологии и дидактики требуют уточнения. Так, для компьютерного обучения необходима такая трактовка метода обучения, которая допускает его операциональное описание и тем самым его технологизацию. Метод обучения реализуется, прежде всего:
а) в системе обучающих воздействий;
б) в способе включения учащихся в учебную деятельность;
в) в «поле самостоятельности» учащегося (что характеризуется допустимыми отклонениями от нормативного способа решения учебных задач, при которых учащимся не оказывается помощь;
г) в организационных формах обучения и модальности обмена информацией между обучающим (обучающим устройством) и обучаемым.
Возьмем для примера такой этап обучения, который, по мнению разработчиков обучающих программ, наиболее прост: изложение учебного материала. Но эта простота мнимая. Здесь недостаточно, как это часто делается, переложить текст учебника, снабдив его примерами и иллюстрациями, разбив на части и выделив основные положения. Чтобы успешно реализовать данный этап, необходимо, во-первых, проанализировать деятельность обучающего и обучаемого в их взаимодействии и, во-вторых, выявить то новое, что вносит компьютер во взаимодействие между ними. Анализ в терминах «говорит», «показывает» (применительно к деятельности учителя) и «смотрит», «слушает», «запоминает» (применительно к деятельности учащегося) малопродуктивен. Он не открывает пути организации взаимодействия учащегося с компьютером. Представляется плодотворной трактовка изложения учебного материала как педагогически направленного (то есть с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых) осуществления (развертывания перед учащимися, воспроизведения) фрагмента учебной деятельности с включением (явным или неявным) учащихся в эту деятельность [41].
На этапе изложения учебного материала компьютер представляет собой мультимедийный источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя.
Применение компьютера на данном этапе эффективно, потому что:
1. Во-первых, любая информация, представленная на компьютере воспринимается учащимися с огромным интересом. Это позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.
2. Во-вторых, объяснение нового материала на компьютере происходит индивидуально для каждого учащегося. При желании он может вернуться на несколько шагов назад и просмотреть объяснение заново.
Тонкости педагогики:
Ознакомление с различными видами труда взрослых в
воспитании трудолюбия
В процессе трудовой деятельности развивается образное художественное воображение, умение перевоплощаться в различные роли, что очень тесно связано у детей с их потребностью в игре. Введение элементов игры является одним из средств, содействующих активизации конструкторской технической мысли, развит ...
Анализ результатов контрольного эксперимента
Цель: На основе проведенного формирующего эксперимента выявить изменение уровня развития творческого воображения детей с помощью тестов. Снова использовалась методика Е. Торренса "Неполные фигуры". Тест креативности. Цель: определить, насколько сильно изменился уровень развития творческог ...
Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; ...