Концепция музыкального образования

Страница 4

Такой выход на новые горизонты преподавания искусства позволил успешно решать многие насущные проблемы музыкального образования. Прежде всего, благодаря тематическому построению программы, была преодолена раздробленность музыкального занятия на отдельные виды деятельности. По этому поводу Д.Б. Кабалевский писал, что в системе массового музыкального обучения на первый план выходит не относительная самостоятельность различных граней музыки (как в профессиональном музыкальном образовании), а их внутренняя связь, то их единство, в котором они предстают перед нами в самом музыкальном искусстве».

С появлением новой концепции и программы в практике музыкального воспитания произошел подъем. Воспитатели, увлекшись новыми принципами преподавания музыки, активно думали и работали над совершенствованием музыкальных занятий в детском саду. Методическое обеспечение музыкальных занятий, четкая система переподготовки кадров, конференции и открытые занятия по телевидению, выпуск журнала «Музыка в детском саду», теоретическая полемика в научной печати - это было той художественно-педагогической средой, в которой воспитатель почувствовал свою значимость.

Однако этот подъем оказался кратковременным, и уже к концу 80-х годов начался спад. Произошло разрушение системы переподготовки кадров, чему способствовало закрытие методических кабинетов музыки, из садов ушло поколение старейших и опытных педагогов, резко ограничился выпуск нотных и методических рекомендаций и т. д Новое поколение педагогов в постоянно изменяющейся ситуации потеряло ориентиры: призыв к свободному выбору программ, к созданию своих собственных разработок лишил педагогов того «стержня», который в предшествующие годы подъема удерживал их в истинном предназначении как педагогов-музыкантов.

Не случайно Д.Б. Кабалевский, после долгих лет эксперимента и широкого внедрения в практику новой программы, начинает чувствовать неудовлетворенность от практической ее реализации и незадолго до смерти задумывает статью «Теоретические основы музыкального искусства», в которой писал: « Занятие музыкой -занятие искусством» - это определение можно сейчас встретить едва ли не в любой работе, связанной с проблемами музыкальной педагогики. Оно стало широко распространенной, почти тривиальной формулой прежде, чем мы его осознали и объяснили. Это крайне необходимо не ради каких-то формальных требований педагогической науки. К этому зовет живая педагогическая практика, необходимость поднять на новый теоретически более осознанный и практически более результативный уровень всю жизнь общеобразовательной педагогики и всю систему подготовки музыкально-педагогических кадров».

Автор замечательной научно-педагогической концепции музыкального воспитания с горьким юмором подвел итог многолетней экспериментальной и практической работы по внедрению новой программы, выразив его в форме парадокса: «Музыкальную педагогику пришлось во многом принципиально изменить. Теперь принципиально измененная музыкальная педагогика подгоняется под традиционную общую педагогику .» (из архивов Д.Б. Кабалевского). На сегодняшний день это самая точная характеристика того, что происходит сейчас в массовой музыкальной педагогике, исторически сложившиеся отношение к искусству, как средству воспитания, подход к преподаванию музыки как дошкольного предмета вытесняют из теории и практики музыкального образования «вынянченную», но так и не набравшую настоящей практической силы идею преподавания музыки как живого образного искусства.

Страницы: 1 2 3 4 


Тонкости педагогики:

Подходы к определению содержания и методов физического воспитания старшеклассников, ориентированного на приоритет здоровья
Проблема формирования и сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из основных в любом обществе, думающем о своем будущем. В России еще в 1800 году появилось первое учебное пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно» (59), ориентирующее на и ...

Общие вопросы изучения тригонометрических функций в школьном курсе
Во введении говорилось о необходимости изучения тригонометрических функций числового аргумента в школьном курсе алгебре и математического анализа. Что же обуславливает данную необходимость? Итак, основными целями изучения тригонометрических функций числового аргумента являются: ознакомление учащихс ...

Причины возникновения алалии
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи в следствии органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. (см. [1]) Термин "алалия" в переводе с греческого обозначает отсутствие речи. В литературе, посвященной нарушениям речи, он ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru