Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание и т.д., доставляют ребенку радость; дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.
Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия членят на несколько операций. Например, при умывании ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая воду, и насухо вытирает.
Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей.
Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.
Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время остается. Поэтому надо умело направить усилия детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения: «Посмотрите, дети, как быстро и чисто Таня вымыла руки. Теперь, Таня, покажи, как ты умеешь их вытирать» и т.п.
Другой весьма эффективный способ усвоения навыков – использование игр (с куклой, водой и т.п.). Для укрепления навыка малыша следует поощрять за удачно выполненные задания. Для освоения малышами приемов одевания можно включить в игру больших кукол с наборами одежды. Надевая на них рубашку и штанишки, сандалии, шапку, дети быстрее научатся одеваться сами. На одежде детей должны быть пришиты петельки. Это облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду.
Целесообразно проводить коллективные игры-занятия, игры упражнения, которые помогают воспитателю выравнивать уровень овладения навыками каждым ребенком. В эти игры-занятия можно включать разнообразные предметы, игрушки (расчески, носовые платки, столовые приборы, щетки и подставки для обуви, зеркало, картинки, фотографии, диафильмы и т.д.). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Воспитатель показывает каждому малышу имитирующие действия с реальными предметами, которые в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах.
Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях.
Тонкости педагогики:
Анализ практики использования аудиоматериалов при обучении аудированию в 11
«а» классе учителями английского языка СОШ №3
В ходе проведения практики нами были поставлены следующие цели: определить уровень обученности аудированию как виду речевой деятельности; выявить наиболее оптимальное пособие, помогающее успешной сдачи раздела «Аудирование» в ЕГЭ с точки зрения учащихся 11 класса и учителей английского языка. Мы пр ...
Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у детей младшего
школьного возраста
По мнению А.Н. Корнева, трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отст ...
Изготовление нестандартного оборудования
Складная наклонная скамья. Трансформируемое изделие, для жима лежа - наклонная скамейка. Она состоит из двух плоскостных элементов, соединенных между собой рояльной петлей. Каждый из этих элементов скамьи снабжен. Ножками. Парные ножки П. - образной формы различной величины (40-50 см и 15-20 см) об ...