Классификация документов, применяемых в обучении истории, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы – документы повествовательно-описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти документы хорошо дополняют друг друга. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова.
Актовые документы – это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи). Повествовательно-описательные документы – летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий. К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения).
Вяземский и Стрелова предлагают следующую классификацию исторических документов1:
документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.
документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.
документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.
документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.
документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.
документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и прочее.
Ученые полагают, что документ для урока должен: 2
соответствовать целям задачам обучения истории;
отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания;
быть доступным ученикам по содержанию и объему, интересным;
содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;
обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.
Тонкости педагогики:
Концепции формирования экологической культуры младших
школьников
При анализе педагогических подходов к формированию элементов экологической культуры на современном этапе рассмотрим, каким образом проблема взаимодействия человека и природы понималась педагогами прошлого. Я.А. Коменский считал, что природное в человеке обладает самодвижущей силой. Цель воспитания, ...
Расходы федерального бюджета на образование
За федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования (высшего, послевузовского и среднего профессионального образования). Кроме того, на федеральном уровне сохранено финансирование специальных профессионально-техни ...
Современные модели концепции содержания образования
Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других к ...