С целью изучения наркологической ситуации в районе, выявлении степени распространенности наркотических средств, «популярности» тех или иных наркотиков среди несовершеннолетних, особенностей их распространения и употребления, работникам образовательного учреждения необходимо провести сбор информации в учреждениях здравоохранения и органах внутренних дел. Эти данные помогут при организации специального антинаркотического контроля в общеобразовательной школе. Подобный контроль призван исключить как возможность использования несовершеннолетними в ОУ (общеобразовательном учреждении) наркотических веществ, так и приобщения к наркотизации своих сверстников.
В самом образовательном учреждении должен быть проведен мониторинг наркологической ситуации, направленный на выявление групп риска, с которыми в дальнейшем будет проводится дифференцированная профилактическая работа.
В связи с необходимостью профилактической работы со всеми группами несовершеннолетних в ОУ должен реализовываться комплекс профилактических мероприятий, включающий в себя первичную, вторичную и третичную профилактику (Таблица 1).
Таблица 1 Схема реализации программы профилактики в ОУ
|
Структурные компоненты программы |
Содержание работы |
|
1. Работа со школьной средой |
- общее признание правил и норм неприятия наркотиков; - чувствительность к сигналам опасности; - образование и информация; - тренинги активного отрицания; - убеждение в доступности помощи; - выявление «групп риска». |
|
2. Работа с несовершеннолетними группы риска |
- разработка индивидуальных программ помощи в зависимости от факторов риска; - оказание помощи в преодолении проблем. |
|
3. Работа с несовершеннолетними, употребляющими наркотические вещества |
- создание мотивации для обращения за помощью к специалистам; - адресная помощь наркозависимым несовершеннолетним; - помощь в семье в решении проблем, связанных с наркозависимостью несовершеннолетнего; - создание благоприятных условий для несовершеннолетних, прошедших реабилитацию. |
То есть, в программу следует включать следующие группы структурных компонентов:
- действия, направленные на школьную среду в целом;
- действия, направленные на детей «группы риска»;
- действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков.
Таким образом, основными формами и методами социального педагога по профилактики наркомании выступают: беседа, тренинги, консультирование, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, трудотерапия, подавление, игнорирование, концентрация на положительном, создание ситуации успеха и другие. Работа социального педагога осуществляется как индивидуально, так и с подгруппой школьников. Чередование теоретических и практических занятий позволит провести рефлексию школьников на полученную информацию.
Рассмотрев в первой главе теоретические аспекты проблемы наркомании и ее первичной профилактики, мы выявили, что наркомания –это болезненное непреодолимое влечение к употреблению токсических средств (наркотиков), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения. Мы выявили, что существуют факторы, способствующие активной наркотизации подростков, которые, можно разделить на личностные, семейные, социальные. Под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной школы мы понимаем комплекс социально - психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков. Основными формами и методами социального педагога по профилактики наркомании выступают: беседа, тренинги, консультирование, игротерапия, арттерапия, трудотерапия, подавление, игнорирование, концентрация на положительном, создание ситуации успеха и другие. Работа социального педагога осуществляется как индивидуально, так и с подгруппой школьников. Чередование теоретических и практических занятий позволит увидеть реакции школьников на полученную информацию.
Тонкости педагогики:
Трудовое обучение и воспитание в школе: их эффективность
Конструктивные принципы трудового обучения и воспитания в советской школе еще с конца 20-х гг. подверглись деформации и искажению. В условиях командно-административной системы как в теории, так и особенно на практике был осуществлен отход от прогрессивной концепции соединения обучения с производите ...
Нравственно-эмоциональные
стороны проявления гиперактивности дошкольников
Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальн ...
Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в психолого-педагогической
литературе
Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К.Д. Ушинским и В.А. Сухомлинским. В работах современных исследователей — Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. — также отмечается важность идеи развития эмоционально-полож ...