Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором испытывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определен режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Но правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность нарушать этику поведения.
Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход, Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне; инициатор, осторожный критик, консерватор. [12]
Таблица 4.
Технологическая схема деловой игры
|
Этап подготовки |
Разработка игры |
разработка сценария план деловой игры . общее описание игры содержание инструктажа подготовка материального обеспечения | |
|
Ввод в игру |
постановка проблемы, целей условия, инструктаж регламент, правила распределение ролей формирование групп консультация | ||
|
| |||
|
Этап проведения |
Групповая работа над заданием |
работа с источниками тренинг мозговой штурм работа с игротехником | |
|
Межгрупповая дискуссия |
выступления трупп защита результатов правила дискуссии работа экспертов | ||
|
| |||
|
Этап анализа и обобщения |
вывод из игры анализ, рефлексия оценка и самооценка работы выводы и обобщения рекомендации | ||
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета. [15]
Тонкости педагогики:
Становление экономической компетентности у старших школьников
Неуклонно происходящие изменения в обществе привели к изменению понятия образованности. Все в большей степени его определяют нормы, ценностные ориентации личности, способность адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, что, в свою очередь, обусловливает все возрастающие потребн ...
Факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего
поколения
Самореализация личности в какой-либо отдельной сфере не может сделать ее счастливой и гармоничной. В какой-то мере такой человек всегда остается ущербным и односторонним. Включаясь в различные социальные структуры, он получает возможность удовлетворения, прежде всего своих физиологических потребнос ...
Тенденции развития образования
Здесь сначала хочется выделить тенденции изменения в «детском мире» вообще, в характере жизни детей (21): - Рождаемость падает, но растет «ценность» детства, внимание к нему. - На детей тратится все больше средств (и все меньше времени?), спектр возможностей расширяется - Дети максимально погружены ...