Субтест 3б. Выражение
Модификация для детей 9—15 лет
Задача: придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
Инструкция для испытуемого: придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).
Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».
А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.
Время выполнения субтеста — 5 минут.
Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.
1) Беглость — число придуманных предложений (n).
1 предложение — 1 балл. Б = n.
2) Гибкость — число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».
1 слово — 0,1 балла.
Г = 0,1 m.
Г — показатель гибкости,
m — число слов, используемых один раз.
3) Оригинальность
Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.
Одно оригинальное предложение — 5 баллов. Ор = 5 k.
Ор — показатель оригинальности,k — число оригинальных предложений.
Т3 = n + 0,1 m + 5 k.
Т3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9—15 лет).
Субтест 4. Словесная ассоциация
Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого: найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.
1) Беглость — суммарное число приведенных определений (n).
Одно определение — 1 балл.
Б = n.
Б — показатель беглости.
2) Гибкость — число категорий ответов.
Одна категория — 3 балла.
Г = 3 m.
Г — показатель гибкости, m — число категорий ответов.
Категории ответов:
1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).
Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл — 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.
Г = 3 m.
Г — показатель гибкости, m — число категорий.
3) Оригинальность — число оригинальных определений.
Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30—40 человек.
Одно оригинальное определение — 5 баллов.0р = 5 k.
Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных определений.
Т4 = n + 3 m + 5 k.
Т4 — суммарный показатель четвертого субтеста.
Субтест 5. Составление изображений
Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция для испытуемого: нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
Тонкости педагогики:
Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников
Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда. Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем, ради чего он организован. ...
Систематизация проблем использования интерактивных
форм обучения у преподавателя, студента, вуза
С позиций преподавателя и вуза в целом использование интерактивных форм понимается как средство повышения качества образования. Складывающаяся социально-экономическая ситуация в современной России определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений по подготовке сп ...
Классификация физкультурных праздников
Анализ научно-методической литературы по организации физкультурных праздников с дошкольниками позволяют сформулировать основные подходы к их классификации. В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ста ...