Принципы обучения

Дидактические принципы – основные положения, которые лежат в основе содержания, организации и методов учебного процесса.

Современная педагогическая наука в качестве основополагающих принципов выделяет:

принцип сознательности и активности обучаемых, суть которого состоит в том, что подлинную сущность человеческого образования составляют тщательно осмысленные знания, приобретенные путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности. Соблюдение этого принципа зависит от мотивов обучения, организации учебно–познавательной деятельности, характера и уровня познавательной активности обучаемых, применяемых дидактических методов и др;

принцип наглядности обучения реализуется через следующие правила: наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях; понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, если они подкреплены конкретными фактами и примерами; необходимо использовать разные формы наглядности; наглядный материал и пособия требуют научно обоснованного применения, наглядные средства необходимы и для развития у учащихся внимания, интереса к учению, культуры мышления, конструктивного творчества;

принцип систематичности и последовательности гласит, что учебный процесс должен строиться в той последовательности, которая определяется внутренней ложкой учебного материала и познавательными возможностями учащихся и он тем эффективнее, чем меньше в нем нарушений последовательности перерывов и неуправляемых моментов. Если систематически не приучать обучаемых логически мыслить, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей познавательной деятельности. Если регулярно не упражнять навыки, то они скоро утратятся. Словом, если не соблюдать последовательности и системы обучения, то нарушится и замедлится процесс развитии.

принцип прочности утверждает, что прочность усвоения знаний зависит, с одной стороны, от содержания и структуры учебного материала, от используемых педагогом методов, от времени обучения, а с другой, от определяется отношением самих обучаемых к этому материалу, к самому процессу обучения, а также к педагогу;

принцип доступности требует, чтобы учебный процесс строился с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, Постепенное нарастание трудности обучения и приучение обучаемых к преодолению затруднений положительно сказывается на их развитии. Обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, на качество и прочность усвоения знаний;

принцип научности гласит, что научность обучения обеспечивается прежде всего содержанием образования, строгим соблюдением правил его формирования, действенность приобретенных знаний зависит от соответствия учебных планов и программ уровню научно – технического и социального прогресса; учебный процесс должен строиться на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики; в методах преподавания должны быть отражены методы научного познания, которые развивают мышление обучаемых, подводя их к поисковой и творческой работе и т.д.;

принцип связи теории с практикой утверждает, что эффективность обучения направляется и проверяется практикой; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую практику; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация, тем успешнее идет адаптация обучаемых к условиям современного производства; чем больше приобретаемые обучаемыми знания в ключевых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются на практике, тем выше интерес к обучению и его сознательность.


Тонкости педагогики:

Деятельность социального педагога по работе с семьей
Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Образова ...

Поиск путей повышения уровня знаний школьников
Введение всеобщего среднего образования было невозможно без дальнейшего повышения качества обучения. Между тем даже к середине 60-х гг. содержание, методы и приемы обучения в общеобразовательных школах отставали от требований социально-экономического и культурного прогресса общества. Необходимо был ...

Этапы развития образования на разных стадиях развития общества
Этап первобытно-общинной стадии развития По мнению официальной (светской) науки, человечество берет начало своей истории в первобытно-общинных отношениях. Это отношения между членами популяции существ, базирующиеся на временном (2) - по необходимости, в связи с важным событием, например охотой или ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru