Как отрабатывается техника чтения в первом классе?
Мы с учениками читаем всегда хором, как бы пропевая, т. е. сливая слоги. Читаем по нескольку раз страничку букваря. Сначала читаем очень медленно, где-то 3-4 раза. Потом чуть-чуть побыстрее, но всё равно медленно, а после ещё быстрее.
Если каждый день на уроке заниматься по 25 минут только чтением , то задача достижения хорошего уровня чтения успешно решается.
После того как проходит букварный период и начинаются занятия по книгам для чтения, несколько видоизменяется работа над техникой чтения. К столу учителя я детей не вызываю. Когда они читают вслух, я всё время хожу около парт и смотрю, все ли следят пальчиком при чтении, наклоняюсь и прислушиваюсь к чтению нужного мне ученика.
Работаю не только над правильностью и темпом чтения, но и стараюсь отрабатывать эмоциональность чтения, соблюдение паузы при знаках препинания. Чтобы в голосе был слышен вопрос, приказ, испуг, радость. И сижу с детьми над одним предложением порой 1 мин., 3 мин., пока не добьюсь нужной интонации. Никогда ничем не заменяю внеклассное чтение. Много читаю детям сама.
Диктанты я тоже читаю выразительно, эмоционально. Над чем бы ни работали: упражнение, задача, текст учебника по природоведению, - читаем все вместе, и печатный текст, и письменный. Благодаря такому подходу дети почти не делают ошибок и в письменных работах.
Итог о работе над техникой чтения:
1) в детях надо пробуждать любовь к чтению;
2) следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать;
3) первый раз читать тексты должен только учитель: он передаёт текст грамотно, эмоционально;
4) на уроке нужно заниматься собственно чтением не менее 25 мин, включая фонетические зарядки в 1 классе;
5) не надо торопить детей при чтении, нужно обязательно учитывать возможности каждого ученика;
6) в 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом;
7) домашних заданий в 1 и 2 классах, кроме чтения, не должно быть;
8) домашние задания по чтению должны быть с творческим уклоном: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу, сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорку, среди своих книг найти книгу по теме урока;
9) важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных (Скребицкого, Сладкова, Чарушина, Акимушкина), причём предупредить их, чтобы читали по одному рассказу, каким бы маленьким он ни был. Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать признаки предметов, составлять задачи по математике ит.д.;
10) нельзя заменять чтение уроками математики, русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам;
11) на уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы;
12) начиная со второго полугодия 1 класса, урок я начинаю со свободного чтения, дети берут книги из классной библиотеки и читают;
13) каждый месяц я провожу своеобразный предпрактикум с родителями. За парту садятся мама и её ребёнок. Я объясняю, как дети должны читать по букварю;
14) во 2 и 3 классах я прошу, чтобы родители читали детям книги или статьи из журналов, газет, энциклопедий где-то по 20-30 мин каждый день;
15) нельзя задавать на дом большие тексты, дома надо читать то, что было отработано на уроках; нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов, полная работа над которыми требует больших затрат времени;
16) всегда работайте творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами;
17) чаще надо проводить выборочное чтение;
18) даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором; читать надо всем классом, колоннами, рядами, парами, по одному;
19) в 3 кл. опрос по чтению лучше проводить после того, как что-то прочитано хором всем классом;
20) каждую пятницу я провожу конкурсы чтецов или литературные викторины, что очень любят дети;
21) начиная с 1 кл., провожу выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему;
22) даже в 3 кл. на уроке чтения лежат книги, прочитанные в 1 и 2 кл. Проходим, например, тему «Осень» - читаем произведения по книгам 1 и 2 кл., а потом читаем по учебнику 3 кл.;
23) делаем плакаты или альбомы по темам: «Осень», «Зима», « Весна», «Лето», куда помещаем стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки, аппликации по произведениям;
Тонкости педагогики:
Состояние работы по развитию словаря старших
дошкольников в практике ДОУ
С целью выяснения состояния исследуемой проблемы в практике ДОУ был проведен констатирующий эксперимент со старшими дошкольниками. В обследовании приняли участие 40 детей, которые были определены в экспериментальную и контрольную группы. Целью данного этапа было выявление уровня развития словаря, к ...
Методы и формы работы по формированию ценностного отношения к природе
Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознания специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, ...
Концепции формирования экологической культуры младших
школьников
При анализе педагогических подходов к формированию элементов экологической культуры на современном этапе рассмотрим, каким образом проблема взаимодействия человека и природы понималась педагогами прошлого. Я.А. Коменский считал, что природное в человеке обладает самодвижущей силой. Цель воспитания, ...