Интернаучные методы прогнозирования в педагогике

Современная педагогика » Образовательно-педагогическая прогностика » Интернаучные методы прогнозирования в педагогике

Страница 2

Методы экспертных оценок

К методам экспертных оценок относят методы получения прогностической информации на основе выявления и специализированной обработки мнений специалистов, входящих в репрезентативную группу экспертов. Основное применение эти методы находят в процессе обоснования и принятия различных управленческих решений.

В настоящее время для оптимального управления сложными объектами и прогнозирования их возможного состояния в будущем используются автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные информационные системы (АИС) и другие технические средства сбора, обработки и хранения информации на основе широкого использования ЭВМ.

Однако применение технических средств и математических методов не может дать должного эффекта, если объекты прогнозирования и управления полностью или частично не поддаются формализации. Именно в этих случаях особенно большое значение приобретают методы экспертных оценок, основанные на использовании знаний, интуиции и опыта квалифицированных специалистов.

В педагогическом прогнозировании используется метод коллективных экспертных оценок. Коллективные экспертные оценки, или, иначе - обобщенные различные индивидуальные мнения экспертов – существенно повышают достоверность педагогических прогнозов.

Используемые в настоящее время методы получения экспертных оценок весьма разнообразны. Вот самые распространенные из них:

1. метод комиссии (непосредственный обмен мнениями между специалистами с учетом возможности использования каждым отдельным экспертом мнения коллег);

2. метод мозговой атаки или коллективной генерации идей (в этом случае этап генерирования идей и этап их критической оценки отделены друг от друга по времени, что создает благоприятные условия для свободного изъявления мнений);

3. метод Дельфи (последовательное анкетирование мнений экспертов и выявление преобладающего суждения специалистов);

4. публикационный метод прогнозирования (анализ публикаций экспертов, в которых отражены их суждения об исследуемых объектах).

Методы моделирования

Способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели и результаты исследования переносятся с модели на объект, называется методом моделирования.

Моделирование – это «построение (или выбор) и изучение такого объекта любой природы (называемого моделью), который способен замещать исследуемый объект и изучение которого дает новую информацию об этом объекте» [7].

В настоящее время существует множество различных систем классификации моделей. Одна из таких систем построена на различии в форме воспроизведения оригинала; по данной классификации все модели делят на два больших класса: материальные и мысленные. К числу материальных моделей относятся все те модели, которые сконструированы человеком искусственно или взяты из природы в качестве образцов. Примерами таких моделей могут быть различные предметные модели, воспроизводящие процессы, присущие объектам, только в измененных пространственно-временных масштабах или на другой физической основе (действующие модели различных производственных процессов, электронные модели сердечно - сосудистой и других систем и т.п.).

Мысленные модели отличаются тем, что они конструируются в форме мысленных образов, существующих лишь в голове исследователя. Таким образом, все операции над мысленными моделями, все преобразования и изменения в них осуществляются субъектом на основе мысленного экспериментирования.

Мысленные модели играют исключительно важную роль в научном прогнозировании: они дают возможность исследовать систему, близкую к реальной, в случае, когда непосредственный эксперимент на ней либо невозможен, либо слишком дорог.

В последние годы значительно возрос интерес к методам моделирования и среди педагогов. Большое внимание, уделяемое в настоящее время этим методам, связано, главным образом, с надеждами на то, что с их помощью удастся вплотную подойти к созданию количественных теорий, которые будут адекватно отражать основные качественные аспекты исследуемых педагогических явлений.

Страницы: 1 2 


Тонкости педагогики:

Необходимость введения стандартов
Реформа системы образования в постсоветской России осуществлялась в сложных условиях. Российское общество переживает период глубоких структурных, в частности социокультурных изменений. В системе образования, как и в обществе в целом, произошли серьезные изменения, смысл и значение которых обусловле ...

Анализ изложения темы «Тригонометрические функции» в различных школьных учебниках
В настоящее время вопросы тригонометрии изучаются в 10-11 классах в рамках 85 - часового курса "Алгебра и начала анализа". В разных вариантах тематических планов, опирающихся на учебники разных авторов, отводится от 15 до 28 часов; при этом в основном ставятся следующие цели: - ввести пон ...

Личность педагога
Личность учителя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеет интересы и увлечения. Многие педагоги утверждают, ч ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru