Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР

Страница 2

2. Отгадывание по картинкам загадок-описаний (Захарова А.В.) [16]. Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную.

Например:

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

3. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию.

Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)

II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных.

Задачи:

Актуализация и обогащение словаря прилагательных

Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного (Захарова А.В.) [16]. Ответы на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"

Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная.

2. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"

Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос "какое?".

Светит (какое?) солнце.

Солнце - яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.

3 направление. Развитие номинативного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря существительных.

Задачи:

Развитие номинативного словаря.

Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Проговаривание наименований предмета (Ушакова О.С.) [40].

Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: "Скажи, что это?"

2. Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета. (Захарова А.В.) [16].

Содержание: Взрослый просит детей закрыть глаза ("Раз, два, три, не смотри!"), прячет и задает вопрос: "Где автобус?" Дети ищут предмет по подсказке взрослого: "Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо". Подсказка может быть дана в записках, разложенных по группе (зачитывает взрослый): "Ищите автобус рядом с книжной полкой"; "Ищи автобус там, где много есть воды"; "Ищи автобус под елкой"; "Ищи автобус там, где много машин". Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.

Задачи:

Актуализация и обогащение словаря существительных.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Игра "Угадай, кто так делает?"

Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.) и т.д.

2. Игра "Чудесный мешочек".

Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: "Я взяла сарафан, кофту, куртку". Далее логопед просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой для мальчиков.

3. "Разложи картинки по сходству" (Ушакова О.С.) [40].

На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.

Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2-3 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Сущность социальных проблем современной семьи
Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, н ...

Сущность и характеристика подвижных игр
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых, нравственных качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомли ...

Методологические принципы педагогики
Педагогика опирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во всех науках, это: принцип гуманности и демократичности педагогики; принцип социальной обусловленность воспитания; принцип фор ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru