Педагогическая этика – основа личности учителя. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. Эта наука изучает категории педагогической этики.
1) Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые общество предъявляет к личности учителя, независимо от того, желает ли этого учитель или нет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее, между желанием и долгом.
Иногда учитель осознает свой долг, но не желает его выполнять из-за личных соображений. Это бывает редко, но вреда приносит много и ученикам, и обществу, и в конечном счете самому учителю.
Чаще бывает так, что учитель понимает свой долг, но у него не хватает силы воли или других качеств доводить дело до конца. Такому учителю можно помочь, повысив требовательность к нему.
Чувство долга необходимо любому человеку, но учитель без него вообще не учитель.
2) Педагогическая справедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами людей (учеников) и их общественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мы называем несправедливостью. Справедливость – основа доверия учеников к учителю. Наличие справедливости особенно проявляется при оценке результатов труда учеников. Все учителя располагают тем же набором оценок – от «2» до «5», но у одного плохая оценка вызывает возмущение учеников, у другого ученики воспринимают ее как проявление справедливости. Почему? Да потому, что второй учитель учитывает и усилия ученика, и его прежний уровень, и его состояние.
Отсутствие справедливости – опасный враг: доказано, что в таких классах задерживается формирование коллектива, замедляется становление коллективистской направленности личности учащихся, а некоторые учащиеся превращаются в невротиков.
3) Профессиональная честь и достоинство. В понятие чести входит стремление учителя поддерживать свой престиж, свою репутацию. Иногда именно из-за этого стремления, если оно ложно понято, вырастает процентомания, организуется бурная деятельность перед проверкой школы, проводятся мероприятия для «галочки», существует так называемая «защита мундира» и т.п.
Да, учитель обязан бороться за честь и достоинство своей профессии. Но бороться одним – своей честной и достойной работой, честным и достойным отношением к учащимся.
4) Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании учителя, представитель, который контролирует выполнение учителем его профессионального долга.
Совесть учителя отражает его этическую культуру. Это имеет двоякое значение: с одной стороны, создает в коллективе атмосферу взаимоуважения, с другой – формирует у учащихся этические нормы, их нравственное поведение в обществе.
Совесть учителя должна быть неподкупной и незапятнанной, иначе он потеряет моральное право воспитывать других.
Тонкости педагогики:
Сущность и закономерности развития словаря старших дошкольников
Работа над словом - исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Данной проблеме посвящены работы Е.И.Тихеевой, А.М. Бородич, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.П.Иваненко, В.В.Гербовой, В.И.Яшиной, Е.М.Струниной, А.А.Смаги, А.И.Лаврентьевой и др ...
Принципы воспитания
Принципы воспитания - исходное положение. Отражающие закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения сложных конкретных задач воспитания, закономерности процесса обучения, или принципы дидактики, с позиции которой управляется познавательная деятельность учащихся, должны ...
Роль образования в развитии российского общества
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.[2] В современном мире значен ...