Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике

Страница 1

Об использовании информационных технологий для решения проблемы информатизации образования говорилось еще в конце 70-х -80-е годы Ю.А. Первиным, Д. Сьюзел, Д. Ротерей, S. Papert и другими. Они предлагали использовать обучающие средства для формирования умственных действий и умений использования информационных технологий. И лишь в последнее время данная проблема стала предметом активного обсуждения.

В проекте федерального компонента Государственного образовательного стандарта России для начального общего, основного общего и среднего (полного) образования содержится следующая характеристика информатики как образовательной области: «Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий». [1,90]

Поэтому перед обществом и встала задача создания информационного общества. Под информационным обществом будем называть такое общество, в котором информация становится наиглавнейшим ресурсом, определяющим развитие как производственных отношений, так и производительных сил.

Для этого кратко воспроизведём ос­новные положения универсальной теории самоуправления и управления, которые, на наш взгляд, служат основанием теории воспитания (они раскрыты в статье «Обу­чающая система как упорядочено устойчивая самоуправляемая и управляемая це­лостность»[34,76] В основу этих теорий положен сис­темный подход. Вот наш вывод:

Все объекты материального мира являются системами (слово «система» оз­начает порядок, отсутствие хаоса).

Общие свойства всех объектов ма­териального мира:

а) упорядоченность;

б) устойчивость;

в) целостность;

г) взаимодействие.

Исходя из того, что любая система в мире одновременно существует как целое (целостность) и как часть другой — выше­стоящей системы, следует, что объек­тивной целью системы как целого является тот конечный результат (целостность, упо­рядоченность, устойчивость — самосохра­нение), который закодирован при рожде­нии любой системы в виде программ со­хранения, на достижение которого направлена эта цель. Система как часть выполняет функции по отношению к выше­стоящей системе, частью которой она явля­ется, также закодированные при рожде­нии в виде соответствующих функцио­нальных программ.

Иными словами, объективная цель воспитания — формировать само­управляемую и управляемую личности. Общество может считаться с этой целью или нет, но от этого зависит его судьба. В отличие от субъективной цели, предло­женной общественными науками, объек­тивная цель воспитания учитывает не толь­ко потребности человека, но и потребности общества и природы. Без учёта их любая система обречена на гибель. К целевым па­раметрам личности относятся: интел­лект, природно-производственная база, здоровье, самоорганизованность, само­дисциплина как своей, так и вышестоя­щей системы (общества, природы).

Поскольку жизнеспособность систе­мы определяют все пять параметров в сово­купности (нельзя один параметр заменить другим), то и объективная цель управления формированием личности разбивается на пять компонентов общей цели.

1. Формирование интеллекта личности, воспроизводство интеллекта общества, подчинение интеллекту природы.

2. Формирование природно-производственной базы (ППБ) личности, подготовка к формированию, укреплению и развитию. ППБ общества и природы.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Пересмотр устава 1863 года, утверждение устава 1884 года
Новый устав 1884 года был принят без предварительного одобрения Государственным советом, многие члены которого выступили с серьезными возражениями. Утвержденный императором устав обезглавил университеты. Что же представлял новый устав? В чем его коренные отличия от Устава 1863 г.? Как он был воспри ...

Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах
Начало XIX в. было ознаменовано крупными преобразованиями во многих сферах жизни российского общества, в том числе, и в области образования. К началу нового столетия государство еще не успело создать особые органы по управлению системой народного образования. В 1802 г. была проведена министерская р ...

Основные задачи патриотического воспитания в современном обществе
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по з ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru