Песни и сказки как средство формирования личностных качеств ребенка раннего возраста

Современная педагогика » Роль "материнской поэзии" в формировании личности ребенка в раннем возрасте » Песни и сказки как средство формирования личностных качеств ребенка раннего возраста

Страница 2

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимания на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе. Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он – красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегнет к психологическому усложнению. Чаще всего, персонаж воплощает какое, – ни будь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного колодца и стал козликом, - пришлось его выручать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы…Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий.

Сказка строится по принципу ценной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повороты. Вероятнее всего, этот прием родился в процессе рассказывания, когда сказитель вновь и вновь предоставлял слушателям возможность пережить яркий эпизод. Такой эпизод обычно не просто повторяется – каждый раз в нем происходит усиление напряженности.

Иногда повтор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они играют в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.

Сказка имеет собственный язык – лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго – герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа. Полутонов нет – есть глубокие яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.

"В детстве фантазия, - писал В.Г. Белинский, - есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности". Вероятно, эти свойством детской психики – тягой ко всему, что чудесным образом помогает преобладать разрыв между воображаемым и действительным, - и объясняется этот веками не угасающий интерес детей к сказке. Тем более что сказочные фантазии находятся в русле реальных стремлений и мечтаний людей. Вспомним: ковер – самолет и современные воздушные лайнеры; волшебное зеркальце, показывающее далекие дали, и телевизор.

И все – таки больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но прежде всего благодаря личным качествам – уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания.

Страницы: 1 2 


Тонкости педагогики:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru